Публикации Евгения Веснина в газете ''Новая Охта''
  Главная    2004 год    2005 год    2006 год    2007 год    2008 год    Обратная связь    Форум  
Юлия Миронова: «Директор школы — это педагог и менеджер»
Юлия Миронова: «Директор школы — это педагог и менеджер»

Два года назад в нашей газете было опубликовано большое интервью с директором школы № 164 Юлией Мироновой, посвящённое ремонту спортивного зала и строительству современного школьного стадиона. Впоследствии новый стадион был выставлен районной администрацией на конкурс по благоустройству и получил высокую оценку на уровне города. Новым поводом для встречи с Юлией Симеоновной стала её победа во Всероссийском конкурсе «Лучший директор образовательного учреждения», который проводился в 2007 году Всероссийским педагогическим собранием.

- Юлия Симеоновна, как давно Вы работаете в системе образования? Сколько лет возглавляете школу № 164? Является ли профессия педагога для Вас династической или Вы выбрали её самостоятельно?

- В системе образования я работаю с 1978 года, а в эту школу пришла в 1985 году. Директором я стала в 1995 году. Я у своей мамы шестой ребёнок и, видимо, унаследовала от неё любовь к детям.

За свою жизнь я ни разу не пожалела о том, что работаю в образовании. Более того, в школе нет ни одной должности, которую я бы ни занимала. Начинала работать лаборантом, затем старшим вожатым, учителем, психологом, завучем по воспитательной работе, а теперь — директор.

- Расскажите, пожалуйста, о конкурсе, в котором Вы были признаны лучшим директором.

- Участие в различных конкурсах стало потребностью нашего школьного существования. Мы начали с участия в конкурсе инновационных школ в рамках Национального проекта «Образование» и в 2006 году победили, получив государственную поддержку в размере миллиона рублей.

Дальше — больше. Всероссийское педагогическое собрание организовало свой конкурс в конце прошедшего учебного года. Сроки подачи документов были очень сжатыми, необходимо было представить инновационный опыт работы директора — то, что отличает современного руководителя школы от сложившихся представлений. Коллеги помогли мне мобилизоваться, мы быстро подготовили документы и отвезли их в конкурсную комиссию.

В начале августа мы получили правительственную телеграмму, где сообщалось о том, что я стала победителем конкурса — лучшим директором.

- На какие цели вы направили выигранный в прошлом году миллион рублей?

- Участвовать в конкурсе в рамках Нацпроекта мы решили не случайно, поскольку понимали, что, несмотря на активную позицию администрации района, денег на оснащение школы выделяется мало. В 2005-2006 годах основной акцент был сделан на приобретении компьютерной техники и подключение Интернета, а всё, что касается учебно-воспитательного процесса, — то, что хочется иметь в школе, а позволить себе нельзя, можно было приобрести только благодаря выигрышу.

Нам очень хотелось иметь медиавизор — универсальное устройство, которое совмещает в себе мультимедийный проектор, компьютер, проигрыватель DVD, микшерный пульт, звукоусилительную установку. Это устройство необычайно удобно при проведении презентаций, семинаров и других подобных мероприятий. Но мы понимали, что его приобретение нам никто не оплатит, поскольку для школы это роскошь.

Нам хотелось купить нормальные столы для кабинета химии, полностью оснастить кабинет физики, а также приобрести технику, ставшую в последние годы в школе необходимой: видеокамеры, фотоаппараты, фотопринтеры, радиомикрофоны, ноутбуки. На всё это и ушёл миллион. Когда закупленная техника хранилась у меня в кабинете и представляла собой небольшую горку, все были очень рады — нам казалось, что мы очень многое сможем. А когда мы всё раздали по кабинетам, выяснилось, что в масштабах школы техники не так уж много — хочется ещё больше. Поэтому мы собираемся с силами, чтобы в следующем году снова принять участие в конкурсе инновационных школ и выиграть ещё один миллион.

- За два года существования конкурса в рамках Нацпроекта получали ли персональную поддержку ваши учителя?

- Да, в 2007 году наша учительница биологии Ольга Шарова, одновременно являющаяся районным методистом по биологии и завучем по учебно-воспитательной работе, победила в конкурсе учителей и получила сто тысяч рублей.

Отмечу, что победы в конкурсах становятся нашей хорошей традицией. Так, в нынешнем году наша бывшая выпускница, золотая медалистка Ирина Иванчикова, окончившая с отличием РГПУ им. Герцена и пришедшая работать в родную школу, стала победителем районного конкурса «Педагогические надежды». Она побывала на приёме у главы администрации района Марии Щербаковой, получила заслуженные поздравления.

Нам приятно, что и ученики получают признание. После победы в конкурсе инновационных школ нам пришло предложение от издателей энциклопедии «Одарённые дети — будущее России» направить им материалы о выдающихся учениках. В результате четверо учащихся нашей школы оказались на страницах этой энциклопедии.

- Чем живёт, о чём тревожится, за что болеет директорский корпус нашего района?

- Очень хочется заниматься педагогической деятельностью, но постепенно мы превращаемся в менеджеров. Нам важно вовремя истратить деньги, определить источник закупок, отличить заказчика от подрядчика, заключить договор. Это очень сложно и не всегда совпадает с внутренней потребностью директоров школ. Педагога и менеджера можно соединить внутри себя, если иметь хорошую подготовку. Если в педагогике я могу назвать себя профессионалом, то на менеджера нужно учиться. Если бы директоров школ изначально готовили и как управленцев, то не было бы внутреннего противоречия. Многим опытным директорам сейчас очень трудно, потому что приходится себя переучивать, переламывать.

Для того чтобы снять этот барьер, я пошла учиться в Академию государственной службы. Теперь, когда у меня появляются системные знания по праву и менеджменту, моя деятельность как директора школы стала более структурированной.

- С получением новых знаний как меняется Ваш взгляд на школу?

- Мне кажется, он не может меняться.

- Тогда на процесс управления школой?

- А на процесс управления — меняется. Я теперь понимаю, как важно разделить функциональные обязанности между заместителями и всеми остальными. Если все члены команды чётко представляют себе направление работы и степень личного участия, всё получается. Ясно, что управлять школой надо по-другому.

- А как?

- Не знаю. (улыбается) Я пока только учусь этому.

Знаете, я стала директором в 35 лет. Если бы мне предложили возглавить школу сейчас, я бы ни за что не согласилась. Чем старше становишься, тем больше хочется стабильности и тем яснее понимаешь, что лучше делать то, что хорошо знаешь. Чтобы не испортить.

- Два года назад мы беседовали о преимуществах вашей школы, что было особенно важно в преддверии перехода на финансирование по подушевому нормативу. Тогда Вы не переживали за возможную недостачу учеников и проблемы с финансированием. Вероятно, за прошедшие два года Ваша уверенность только усилилась?

- Да, у нас стабильно работают 26 классов. Мы не испытываем недостатка учеников при наборе в первые классы, второй год подряд мы открываем дополнительный пятый класс. Уверена, что так и будет продолжаться.

В сентябре мы провели общее родительское собрание, на котором прозвучал отчёт директора обо всём, что происходит в школе на протяжении учебного года. Мы обращали внимание родителей на то, что основным нашим преимуществом является качество и доступность образования. Мы общеобразовательная школа, у нас нет отбора. При этом на выпускных экзаменах одиннадцатиклассники показывают блестящие результаты. В минувшем учебном году у нас было 8 медалистов (11 % выпускников), а ежегодно медали получают от 6 до 11 % наших выпускников.

Кроме того, мы продемонстрировали родителям результаты ЕГЭ и доказали им, что профессиональный уровень наших педагогов настолько высок, что ЕГЭ ученикам совершенно не страшен. Результаты ЕГЭ по русскому языку в нашей школе примерно на 20 % лучше среднегородских — порядка 63-70 % выпускников сдают этот экзамен на «4» и «5».

Больше родителей ни в чём убеждать не надо. Они видят доброе отношение к детям, а это действительно так, поскольку на протяжении 12 лет моей работы директором не было жалоб от родителей на работу школы. А ещё мы показываем качество нашего образования.

- Есть ли у вашей школы профиль? Существуют ли прямые договоры с вузами, дающие льготы при поступлении?

- Мы отработали три года в качестве районной экспериментальной площадки по профильному обучению. Наш эксперимент дал неплохие результаты, которые и создали предпосылки победы в конкурсе инновационных школ. У нас работали информационно-технологический и социально-гуманитарный классы. Мы проверили, насколько оправданным в дальнейшем оказался выбор детей — кто из них в дальнейшем выбрал специальность в соответствии с профилем класса. Около 70 % наших выпускников успешно сдали экзамены в вузы того профиля, который был ими выбран в старшей школе. Каждый ребёнок к чему-то более склонен — просто нужно помочь ему сориентироваться.

В настоящее время у нас заключены договора с девятью вузами. Если раньше мы сами инициировали договорные отношения, то сейчас вузы проводят рейтинговую оценку своих студентов, определяют школы, которые окончили лидеры рейтинга, и предлагают этим школам сотрудничество. Таким путём на нас вышли ГУАП, Инжэкон, ИТМО. Кроме того, мы сотрудничаем с Педагогическим университетом, Горным институтом, Гидрометом, Университетом путей сообщения, бывшим ВТУЗом ЛМЗ.

- Всё ли устраивает Вас как директора школы в оснащённости компьютерной и мультимедийной техникой?

- Я никогда не скажу, что мне достаточно техники — всегда хочется больше. Нам очень хочется приобрести оборудование для цифровой мини-типографии. Хочется получить хороший Интернет по оптоволокну. В настоящее время школа подключена по технологии ADSL, скорость обмена данными недостаточна. Пока мы используем Интернет только в административных целях — в учебных целях его использовать нереально. Хочется больше компьютерных классов. Все наши учителя обучены работе с компьютером, они готовы вести свои предметы при помощи современных технологий.

- Вы упомянули приобретение мини-типографии. Хотите продолжать издание школьного печатного органа?

- Да. В нынешнем году в нашу школу пришли замечательный учитель литературы, а также преподаватель искусства речи и журналистики. Ученики потянулись к ним, всем им хочется заниматься созданием школьной газеты. Но издавать её при помощи обычного бытового принтера уже не получится — не те масштабы.

- Что такое, на Ваш взгляд, «современный учитель?»

- Любой учитель в любое время должен быть, прежде всего, человеком, способным на такое чувство как эмпатия (сопереживание, способность представить себя на месте другого — ред.). Умение чувствовать ученика гораздо важнее навыков владения компьютером. Обязательно — профессионализм, компетентность. Некоторые вещи дети узнают раньше и лучше нас, поэтому надо не бояться говорить: «Я посмотрю и отвечу». Затем назову коммуникативность, уверенность в себе и лишь после этого — знание современных технологий. Дети сейчас более ранимы, они требуют понимания, поскольку технический прогресс ограничивает их возможности живого общения.

- Несмотря на то, что газета с текстом нашей беседы выйдет в свет через неделю после Дня учителя, прошу Вас поздравить своих коллег и подчинённых. Уверен, что Вы найдёте слова, которые будут уместны не только в праздник…

- В День учителя мы получили очень много поздравлений, услышали много хороших слов. Приятно, что эти слова были искренними. Можно каждый день приходить в школу и говорить учителям: «Спасибо вам большое за то, что у вас есть силы работать, воспринимать окружающий мир и влиять на него через детей. Спасибо всем, кто верен школе, кто выбрал эту специальность». А что пожелать? Я всегда желаю мудрости, потому что без мудрости в школе делать нечего. И здоровья.

Особые слова благодарности хотелось бы сказать в адрес всех тех, кто поддерживает образование в нашем районе, делает всё, чтобы каждая школа стала успешной, имела своё лицо. Это М.Д. Щербакова, Н.Н. Виноградова, В.Г. Черевко.

Источник: Опубликовано в № 36 за 2007 год
Комментировать
Вы не авторизованы!
Привет, Гость
  Войти
  Идентификация
 Я забыл свой пароль
 Регистрация

Самые читаемые статьи
Поиск по сайту
Голосования
Вам больше всего интересна тема...
жилищной реформы и создания ТСЖ
социальной защиты и мер господдержки
повседневной районной жизни
строительства и инфраструктуры
работы органов госвласти и МСУ
культуры и искусства
[Всего голосов: 65]

[Старые голосования]
Дружественные сайты
Журнал молодёжной неформальной культуры ''Арт-город''   Творческое объединение ''Самиздат''
Rambler's Top100
© Евгений Веснин, 2004-2012
Powered by ReloadCMS 1.2.8-4
© 2004-2010 ReloadCMS Team
RSS Aggregation
PHP powered
Generation time:0.05