Публикации Евгения Веснина в газете ''Новая Охта''
  Главная    2004 год    2005 год    2006 год    2007 год    2008 год    Обратная связь    Форум  
С этой техникой мы выиграли войну
С этой техникой мы выиграли войну
УПК АТП отметит День Победы мемориальным автопробегом по району

В августе прошлого года «Новая Охта» впервые рассказала о расположенном в нашем районе Учебно-производственном кооперативном автотранспортом предприятии (УПК АТП), сотрудники которого второй десяток лет занимаются реставрацией военной техники и старинных автомобилей. Наши читатели регулярно узнавали об очередных артефактах, возвращённых к жизни стараниями транспортников. К Дню Победы УПК АТП подготовило автобус ГАЗ-03-30 и самоходную артиллерийскую установку СУ-122.

Производство автобуса ГАЗ-03-30 было развёрнуто в конце 1933 года, почти через два года после начала выпуска «полуторки». К середине 30-х годов советская автопромышленность уже производила городские автобусы различной вместимости, в то время как небольшие автобусы для внутрирайонного и служебного сообщения строились только филиалом ГАЗа — заводом «Гудок Октября» на шасси грузовика «ГАЗ-АА», позднее «ГАЗ-ММ».

Первый советский служебный автобус получил индекс «ГАЗ-03-30», потому что разрабатывался на основе изучения американского школьного автобуса «Туре-330», строившегося на шасси «Форда-АА». Автобус представлял собой двухосный автомобиль с автобусным кузовом, вместимостью 17 человек, включая шофёра. Кузов имел деревянный каркас с деревометаллической обшивкой. Машина «ГАЗ-03-30» являлась одной из самых распространённых моделей автобусов в нашей стране. В общей сложности Горьковский автозавод выпустил 18 613 таких машин. Многие автобусы «ГАЗ-03-30» эксплуатировались до середины 70-х годов, а один экземпляр такого автобуса работал до 1981 года в подмосковном городе Купавна на местной фабрике.

«Красногвардейский» автобус восстанавливался практически «с нуля», все его элементы за исключением базы и бензобаков создавались по чертежам прошлого века. Одни только сварочные работы продолжались два месяца. Инженер-механик Александр Качан и его коллеги постарались идеально сохранить геометрию кузова, учесть все мелочи, соответствовавшие довоенному варианту этой модели автобуса. Кстати, кузов, в отличие от оригинала, сделан исключительно из металла, что позволит возрождённому автобусу сохраняться в сыром питерском климате многие десятилетия.

«ГАЗ-03-30» неразрывно связан с историей блокады Ленинграда и его обороны: по улицам осаждённого города в этих автобусах перевозили детей, а в модифицированной 9-местной версии размещались передвижные штабы подразделений Красной армии.

19 октября 1942 года Государственный комитет обороны СССР принял решение о создании самоходных артиллерийских установок (САУ) — лёгких с 37-мм и 76-мм орудиями и средних со 122-мм орудием. На создание машины давался очень короткий срок: все работы по проектированию и изготовлению опытного образца нужно было выполнить в течение месяца, то есть к 20 ноября 1942 года, поскольку уже 25 ноября должны были начаться государственные испытания.

Полки САУ предназначались для передачи в танковые и механизированные корпуса. Однако в связи с начавшейся операцией по прорыву блокады Ленинграда они были отправлены в конце января 1943 года на Волховский фронт. Первый бой новые полки приняли 14 февраля в тактической операции 54-й армии в районе Смердыни. За 4-6 дней боев самоходки обоих полков разрушили 47 дзотов, подавили 6 минометных батарей, уничтожили 14 противотанковых орудий, сожгли 4 склада боеприпасов. В ходе обучения и боевых действий была разработана тактика применения самоходной артиллерии, сохранившаяся затем до конца войны. Она состояла в том, что САУ, двигаясь за танками на расстоянии 400-600 метров, входили в прорванную танками полосу обороны противника и уничтожали оставшиеся там вражеские танки или укреплённые точки и окончательно расчищали путь пехоте.

УПК АТП продолжает активно участвовать в праздничных и мемориальных мероприятиях, посвящённых Великой Отечественной войне. По словам генерального директора предприятия Анатолия Лысенкова, 7 мая «красногвардейская» техника («ЗИС-5», две «полуторки», автобус «ГАЗ-03-30», легковые автомобили «Студебеккер», «Виллис», «ГАЗ-67», мотоциклы времён войны) отправится к воинскому мемориалу на Невском пятачке. А в День Победы наша автоколонна проедет по Невскому проспекту в рамках традиционного шествия ветеранов войны. Затем на Дворцовой площади состоится праздничный концерт, сценой для которого, как в годы войны, будут служить кузовы «полуторок».

Источник: Опубликовано в № 17 за 2007 год
Комментировать
Вы не авторизованы!
Привет, Гость
  Войти
  Идентификация
 Я забыл свой пароль
 Регистрация

Самые читаемые статьи
Поиск по сайту
Голосования
Вам больше всего интересна тема...
жилищной реформы и создания ТСЖ
социальной защиты и мер господдержки
повседневной районной жизни
строительства и инфраструктуры
работы органов госвласти и МСУ
культуры и искусства
[Всего голосов: 65]

[Старые голосования]
Дружественные сайты
Журнал молодёжной неформальной культуры ''Арт-город''   Творческое объединение ''Самиздат''
Rambler's Top100
© Евгений Веснин, 2004-2012
Powered by ReloadCMS 1.2.8-4
© 2004-2010 ReloadCMS Team
RSS Aggregation
PHP powered
Generation time:0.04