Публикации Евгения Веснина в газете ''Новая Охта''
  Главная    2004 год    2005 год    2006 год    2007 год    2008 год    Обратная связь    Форум  
Пороховые глазами депутата

Пороховые глазами депутата

Вторая часть интервью посвящена прошлому Красногвардейского района и планам на будущее.

- Александр Иванович, комментируя в нашей газете инициативу Губернатора об укрупнении Муниципальных образований до размеров городских районов, Вы проявили себя убеждённым сторонником возрождения представительных органов власти на районном уровне. Ваша позиция подкреплена опытом руководства Советом народных депутатов Красногвардейского района в один из самых драматичных периодов новейшей истории. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как формировался тот районный Совет последнего созыва, что он успел сделать для района, какой положительный опыт может быть востребован сейчас.

- Местное самоуправление в нашей стране существовало и при царе, и при коммунистической партии. Просто в разные периоды оно было более или менее самостоятельным. В 1989-1990 годах на альтернативной основе проходили выборы в обновлённые Советы разных уровней. Условия выборов были очень жёсткими — требовалась явка в 51 %.

Ленсовет последнего созыва состоял из 400 депутатов, в районных Советах было по 150 народных избранников. Все депутаты работали исключительно на общественных началах, вели приём граждан, занимались проблемами благоустройства и реально решали многие проблемы.

С первого раза избрать всех депутатов Красногвардейского райсовета не удалось. После нескольких этапов выборов было избрано 126 человек. В то время действовал закон РСФСР, в котором было расписано всё: как Советы собираются, как избирают председателя, какие проценты при голосовании… Туда были включены многие регламентные нормы. И была такая норма: если в течение месяца не избирается председатель районного Совета, то Совет распускается.

Вообще, действовавшие в то время законы республиканского уровня были очень жёсткими. Например, был очень интересный закон о разграничении собственности. В 1991 году Совет низшего уровня (например, районный) мог подать перечень объектов недвижимости, имущества в вышестоящий Совет. В течение двух месяцев вышестоящий Совет должен был принять решение по этому имуществу. Если решение не принималось, то это имущество автоматически переходило в ведение Совета нижнего уровня.

К счастью, ещё в 1991 году нам удалось составить протокол о разграничении собственности между городом и районом, я готовил его девять месяцев. Под этим протоколом в последний раз в качестве председателя Ленсовета подписался Анатолий Собчак. Вторую подпись со стороны Красногвардейского района поставил председатель райисполкома Сергей Беляев. В протоколе были упомянуты все школы, детские сады, поликлиники, библиотеки, кинотеатры, находившиеся на территории района.

Все эти учреждения финансировались из районного бюджета, доходная часть которого наполнялась за счёт собираемых на территории района налогов (22 % налога на прибыль и 100 % подоходного налога). Например, бывший Дзержинский район (ныне входящий в состав Центрального) имел на своей территории ОАО «Ленэнерго», которое платило налог на прибыль в колоссальном объёме. В районе из него оставалось от 1 до 5 %. Кировский район на своей территории имел «Ленгаз». На территории нашего района нет столь глобальных промышленных «монстров», поэтому город оставлял району все 22 % налога на прибыль.

Поскольку наполнение районного бюджета напрямую зависело от прибыльности предприятий и доходов граждан, районные власти были заинтересованы в экономическом развитии района. В частности, было создано предприятие «Темп», ныне построившее уже два корпуса торгового комплекса «Заневский каскад». В 1992 или 1993 году «Темп» вышел на четвёртое место в районе по доходам, сравнившись с «Русскими самоцветами».

Кроме того, возглавляемый мною районный Совет проводил политику освобождения предприятий района от налога на прибыль в сумме, равной той, которую предприятие потратило на социальную сферу. Допустим, какое-нибудь предприятие района ремонтирует школу. На сумму, равную затратам на ремонт, это предприятие будет освобождено от налога. При этом свободный остаток районного бюджета составлял 4 миллиарда рублей в ценах 1993 года. Этой суммы было достаточно для того, чтобы, например, обеспечить весь район по максимуму детским оздоровительным отдыхом.

Основу местного самоуправления должны составлять собственный бюджет и максимальное количество имущества, которое находится на территории муниципального округа. Как видим, всё это у местных Советов уже было, а решения о передаче имущества принимались очень быстро. Сейчас решение о передаче какого-либо помещения в ведение Муниципального Совета принимается два-три года. Это абсурд!

- Действительно, политика — это концентрированное выражение экономики. К чему же привела борьба за бюджет и имущество, разгоравшаяся в начале 90-х годов и приведшая к октябрьским событиям 1993 года?

- В 1993 году произошёл разгон всех Советов, осталась одна исполнительная власть. Все бюджетные средства ушли на уровень города. Если районный бюджет принимался в Совете коллегиально и был предельно детализирован, то городской бюджет стал составляться чиновниками городской администрации, которым было удобнее «пилить» его большими кусками. Зачем прописывать в городском бюджете конкретные потребности, например, каждой школы: нужны ли ей средства на ремонт, инвентарь? Гораздо проще отписать некую сумму на все образовательные учреждения города в целом. В этом заключался первый «минус» централизации.

Второй «минус» — аккумулирование больших финансовых средств стало невольно подталкивать городскую администрацию к участию в грандиозных проектах, «стройках века» городского уровня, большинство из которых были провальными. Вспомните известную историю о строительстве высокоскоростной магистрали, которая оставила после себя грандиозную яму у Московского вокзала.

Третий «минус» — концентрация значительных сумм в руках чиновников открыла большие возможности для финансовых злоупотреблений, для нецелевого расходования бюджетных средств. Централизация финансовых средств — это страшная вещь, которая к добру не приводит.

- Как менялся район в течение тех 15 лет, которые Вы прожили, будучи наделённым властью?

- Кардинально район начал меняться в течение последних пяти лет — я имею в виду уплотнительную застройку. К сожалению, ни одного крытого спортивного объекта в нашем районе за эти годы не построено, хотя согласно прошлому Генплану такое сооружение должно быть в каждом жилом квартале. Новые спортивные и культурные объекты нам крайне необходимы.

Как бы то ни было, район меняется в лучшую сторону: избавляется от свалок, худо-бедно благоустраивается, становится больше нормальных дорог. Ожили предприятия, в экономическом плане район стоит на ногах очень твёрдо. Уверен, что если бы был возможен возврат к ранее описанной бюджетной схеме, которая действовала с 1990 года, район вполне мог бы обеспечить потребности своей социальной сферы за счёт налогов. А часть налогов всё равно могла бы уходить и на городской, и на федеральный уровень.

- Как Вы думаете, будет ли инициатива Губернатора о создании районных Муниципальных Советов реализована на практике и как скоро это может произойти?

- Я думаю, что Губернатору будет очень сложно это сделать, потому что совсем недавно появились законы о местном самоуправлении, о порядке изменения границ Муниципальных округов. Однако с тем составом Законодательного Собрания, который в данный момент существует, решать такие вопросы можно. Нужна лишь политическая воля руководства города. Кроме того, можно воспользоваться опытом формирования Муниципальных Советов в Ленинградской области, которые делегируют из своего состава депутатов в районные Советы и таким образом формируют представительные органы власти районного уровня. Мы можем изменить законы, если разумно подойти к этой теме.

- Как относятся Ваши избиратели к новому порядку формирования Законодательного Собрания? Разберутся ли граждане в тонкостях принятого закона? Есть ли необходимость вносить в него изменения?

- Евгений, Вы сами избиратель?

- Да, конечно.

- Как Вы относитесь к этому закону?

- Крайне отрицательно. Я в нём запутался и уверен, что запутаются ещё многие.

- Понятно. Как Вы знаете, принятие решения о необходимости избрания Законодательного Собрания по партийным спискам выражало наше стремление следовать в русле европейских парламентских традиций. Да, там есть партии, представители которых избираются в парламенты списком. Но исторически сложилось так, что наша избирательная система основана на выборе депутатов от территорий. Лучше было бы оставить эту систему в неприкосновенности. Человек знает конкретного депутата, идёт к нему со своими проблемами, тот вынужден их решать. Теперь им придётся приходить в приёмную партии. Сравните, сколько человек обращается ко мне или к другому депутату, а сколько — в партию. Депутат худо-бедно сможет какую-то проблему решить, партия — вряд ли.

У тех граждан, которые интересуются новым порядком выборов, отношение к нему, как правило, отрицательное. А большинство избирателей узнает об этом порядке только на избирательном участке. К чему приведёт это открытие и как будет работать новый состав ЗакСа, я сказать не могу.

- Будете ли Вы принимать участие в будущих выборах?

- Решение я пока не принял, но могу сказать своим избирателям совершенно точно: от какой бы партии меня ни избрали, я буду продолжать всю ту работу, основные направления которой я постарался обозначить в нашей беседе. Всё равно я буду работать для своих избирателей, для жителей Ржевки-Пороховых.

Источник: Опубликовано в № 41 за 2005 год
Комментировать
Вы не авторизованы!
Привет, Гость
  Войти
  Идентификация
 Я забыл свой пароль
 Регистрация

Самые читаемые статьи
Поиск по сайту
Голосования
Вам больше всего интересна тема...
жилищной реформы и создания ТСЖ
социальной защиты и мер господдержки
повседневной районной жизни
строительства и инфраструктуры
работы органов госвласти и МСУ
культуры и искусства
[Всего голосов: 65]

[Старые голосования]
Дружественные сайты
Журнал молодёжной неформальной культуры ''Арт-город''   Творческое объединение ''Самиздат''
Rambler's Top100
© Евгений Веснин, 2004-2012
Powered by ReloadCMS 1.2.8-4
© 2004-2010 ReloadCMS Team
RSS Aggregation
PHP powered
Generation time:0.04